"У нас общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща", - заявил Сергей Шойгу (слева) на переговорах с Хосейном Дехканом
Россия и Иран подписали соглашение о военном сотрудничестве. Подписи под документом поставили министры обороны Сергей Шойгу и Хосейн Дехкан.
На пресс-конференции по окончании переговоров Шойгу рассказал, что будет включать в себя военное сотрудничество: более интенсивный обмен делегациями, штабные переговоры, направление наблюдателей на учения, подготовка военных кадров, обмен опытом в миротворческой деятельности и борьбе с терроризмом, заходы военных кораблей в порты России и Ирана.
"Приветствуем настрой Тегерана на честное сотрудничество по Афганистану, в том числе, в рамках Шанхайской организации сотрудничества. С удовлетворением отмечаем серьезные шаги, предпринимаемые иранской стороной по противодействию наркотрафику с афганской территории", - заявил Сергей Шойгу.
В свою очередь, Хосейн Дехкан сказал, что Россия и Иран должны вместе противостоять неким посторонним силам, которые действуют на Ближнем Востоке.
"[На переговорах] был сделан акцент на необходимости развития сотрудничества России и Ирана по совместной борьбе с вмешательством внерегиональных сил в дела региона", - цитирует агентство РИА Новости иранского генерала.
"Ситуация в регионе и в мире требует, чтобы мощная Россия и мощный Иран совместно содействовали укреплению международной безопасности и региональной стабильности", - заявил министр обороны Ирана.
"У нас общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща", - поддержал его Сергей Шойгу.
Это соглашение подписано на фоне переговоров Ирана с "шестеркой" о ядерной программе страны. Кроме того, между Москвой и Тегераном не решена большая проблема с поставкой зенитно-ракетных комплексов С-300, которые в 2010 году не были поставлены в рамках уже заключенного договора.
Против США
Агентство "Ассошиэйтед Пресс" приводит другую цитату Хосейна Дехкана: "Иран и Россия способны противостоять экспансионистской интервенции и корыстолюбию Соединенных Штатов сотрудничеством, тесным взаимодействием и раскрытием всего своего стратегического потенциала".
По словам советника директора Российского института стратегических исследований Елены Супониной, нет ничего удивительного в том, что при подписании стратегически важного договора России и Ирана прозвучали такие слова.
"Как всегда, иранцы идут в своей критике в адрес США дальше чем их партнеры, это типичная иранская манера. Но в данном случае больших расхождений не видно, потому что Россия критиковала и продолжает критиковать любое военное вмешательство Соединенных Штатов Америки", - считает она.
Кроме того, по словам Супониной, вне зависимости от целей и задач встречи антиамериканские высказывания являются своего рода данью традиции.
"Накал антиамериканской риторики внутри России, внутри Ирана столь высок, что заявления двух министров падают на благодатную почву. Это уже стало частью политического дискурса, без этого обойтись нельзя", - считает эксперт.
Вместе с тем, как считает Антон Хлопков из "Центра энергетики и безопасности", оба министра имели в виду, прежде всего, политическую нестабильность на Ближнем Востоке, считая США виновными в ней.
"В последние несколько лет не один режим был смещен при помощи нерегиональных стран. И этот вопрос не только к США. В Ливии была целая международная кампания", - сказал эксперт. По его словам, "Россия и Иран готовятся вместе препятствовать военному смещению неугодных режимов".
В борьбе с ИГ
Информационные агентства не сообщили о каких-либо отдельных специальных заявлениях двух стран о возможном сотрудничестве против "Исламского государства".
На переговорах был сделан акцент на необходимости развития сотрудничества России и Ирана по совместной борьбе с вмешательством внерегиональных сил в дела региона
Хосейн Дехкан, министр обороны дел Ирана
По словам Антона Хлопкова, поскольку ни Россия, ни Иран не заинтересованы в дестабилизации обстановки в регионе, и поэтому должны действовать против "Исламского государства" вместе с Соединенными Штатами.
"Нравится кому-то или нет, но Иран и Россия должны координироваться и плотно взаимодействовать с западными странами и со странами региона, это неизбежно", - считает он.
По словам Елены Супониной, США и Иран имеют свежий опыт взаимодействия в борьбе с пиратством, терроризмом, нестабильностью в Ираке.
"Американцы и иранцы худо-бедно сотрудничают. Будет ли большее сотрудничество, это будет зависеть от хода шестисторонних переговоров по ядерной программе Ирана. Но риторику антиамериканскую все равно никто в Иране не отменял", - сказала она.
Правда, по словам эксперта, несмотря на общие взгляды на США, в отношениях двух стран существует серьезная нерешенная проблема - неисполненный контракт на поставку зенитных ракетных комплексов С-300.
Сорванный контракт
Это соглашение, вернее, его неисполнение Россией остается ключевым событием, которое повлияло и продолжает влиять на нынешнее состояние российско-иранских отношений.
Контракт на поставку пяти дивизионов ЗРК С-300ПМУ-1 был заключен в 2007 году. Стоимость контракта составляла 800 млн долларов.
Однако в 2010 году после присоединения России к резолюции Совета Безопасности ООН от 9 июня 2010 года, которая накладывала запрет на поставки Ирану вооружений и военной техники, Москва отказалась от исполнения контракта.
Тегеран неоднократно пытался добиться осуществления поставок, заявляя, что, во-первых, контракт был заключен до принятия резолюции Совбеза, а во-вторых, ЗРК не являются наступательным вооружением.
Иран подал иск в третейский суд Женевы против "Рособоронэкспорта" на сумму четыре миллиарда долларов.
Иранские солдаты на параде
Иран стремится оказывать все большее влияние на Ближний Восток
Комментируя для РИА Новости последствия сорванного контракта, представитель российского Центра анализа мировой торговли оружием оценил его в 11-13 миллиардов долларов, с учетом незаключенных контрактов, которые на момент срыва поставок С-300 находились в стадии обсуждения.
Как передает во вторник иранское государственное агентство "Тасним", в ходе переговоров стороны решили вместе искать пути решения этой проблемы.
Российский военный эксперт из Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов в интервью Би-би-си сказал, что, по его мнению, возобновление исполнения этого контракта возможно в случае, если "Россия проведет глобальную ревизию своих соглашений с мировым сообществом, а с Ирана будет снята часть санкций со стороны ООН, сняты последние формальные препятствия для того, чтобы туда можно было поставлять какие-то системы вооружений".
Темное и светлое
В российском военном и военно-промышленном истеблишменте многие сожалели о срыве исполнения контракта. Помимо упущенной выгоды они отмечали репутационные потери России на рынке вооружений.
В июле 2014 года в интервью Интерфаксу посол Ирана в России Мехди Санаи назвал срыв ракетного контракта "темной историей".
Антей-2500
Антей-2500 - комплекс, который может получить в настоящее время Иран вместо С-300ПМУ-1, если будет принято решение о возобновлении контракта
"Откровенно говоря, насколько темной и негативной была история наших взаимоотношений в связи с контрактом по С-300, настолько же светлым был момент, связанный со строительством АЭС в Бушере, которое принесло результат и стало хорошим опытом", - сказал он, добавив, что считает контракт действующим.
В начале ноября Россия и Иран подписали пакет соглашений на строительство в Иране восьми новых атомных энергоблоков.
Договор предусматривает сооружение второй очереди АЭС "Бушер" с двумя атомными блоками и возможностью расширения до четырех.
Также достигнута договоренность о возведении в Иране еще четырех энергоблоков, место строительства которых еще не определено.
Ядерная программа
Еще один фактор, который оказывает влияние на отношения двух стран, это шестисторонние переговоры об иранской ядерной программе.
Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Германия, добиваются от Ирана сворачивания ядерной программы в обмен на постепенную отмену санкций. Международное сообщество полагает, что под прикрытием мирной программы Иран разрабатывает ядерное оружие.
Власти Ирана уверяют, что его деятельность в ядерной сфере преследует исключительно мирные цели. В ноябре зашедшие в тупик переговоры между Ираном и шестью ведущими мировыми державами по поводу ядерной программы Тегерана было решено продлить до июля 2015 года.
Очередной раунд начался 18 января в Женеве. Прогресс на них, по оценкам экспертов, если и есть, то едва ли его можно считать значительным.
http://www.bbc.co.uk/russian/interna...an_cooperation